Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/_inc/_menu_middle.php on line 65

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

АвтоЗАЗ: в шаге от банкротства

0

У каждого города есть символы, которые ассоциируются именно с ним. Для Запорожья одним из таких символов несомненно является Запорожский автомобилестроительный завод – ЗАЗ.

Завод в последнее время нечасто мелькает в национальных новостях и тому есть объяснение. Последний раз о предприятии вспомнили совсем недавно – 9 апреля, когда стало известно о смене руководителя – им стал Антон Лазарев. Предыдущий же практически бессменный с 2005 года (кроме мая 2013- мая 2014 годов) Николай Евдокименко уступил место своему бывшему заместителю.

Однако в сущности такое изменение является чисто косметическим, так как даже имущество завода на данный момент ему не принадлежит – им распоряжается арбитражный управляющий Виталий Василик.

ЗАЗ: позади 155 лет работы

Запорожский автомобилестроительный завод давно уже превратился в часть истории Украины не только новейшего, но и нового периода, ведь в 2018 году предприятию исполнилось 155 лет, что делает его одним из старейших заводов в стране и уж точно старейшим по производству автомобилей.

Свое рождение ЗАЗ ведет с завода по выпуску сельскохозяйственных машин и оборудования, созданного Абрагамом Коопом – голландцем, давно проживавшем в тогда еще Российской империи. После 1917 года завод перешел в собственность советской власти, переименован в завод «Коммунар», но своего профиля не сменил – в 1927 году предприятие выпустило первый советский зерноуборочный комбайн.

Однако подлинной датой рождения ЗАЗа и целой эпохой считают все же 22 ноября 1960 года – дату выпуска первого легкового автомобиля, ставшего народным – «Запорожца». С этой же даты ведется и отсчет истории отечественного автомобилестроения. А уже спустя год ЗАЗ получил современное название.

В советское время завод специализировался на выпуске двух моделей – «Запорожца», которых к 1994 году выпустил более 3 миллионов единиц, и «Таврии» - более 300 тысяч за 12 лет производства.

Хотя в новых рыночных реалиях после 1991 года завод и нашел некую нишу, все же в итоге на предприятие в 1997 году пришел иностранный инвестор в лице южнокорейской компании «Daewoo» с последующим созданием совместного предприятия «АвтоЗАЗ-Daewoo». Новое предприятие специализировалось на крупноузловой сборке авто.

Эра «Daewoo», обогативших модельный ряд ЗАЗа другим символом завода - авто «Daewoo-Lanos», завершилась в 2003 году созданием на базе предприятия ЗАО, позже ставшего частным акционерным обществом «ЗАЗ». Полный контроль над предприятием – порядка 96% акций, сосредоточил в руках бизнесмен Тариэл Васадзе.

Последующие годы для предприятия оказались как «американские горки» - были годы, когда выпуск на ЗАЗе превышал 280 тысяч авто как в 2007 году, а случалось и падал до 42 тысяч. Однако все это оказалось мелочами в сравнении с 2014 годом и последовавшими за ним изменениями.

ЗАЗ: инфляция, девальвация гривны, «евробляхи» - начало конца

В 2014 году эксперты авторынка забили тревогу: по итогам года производство на ЗАЗе обвалилось почти вчетверо - с 50 400 до 13 100 единиц, а финансовый убыток составил 2,9 млрд грн. На заводе даже заявили о приостановке производства авто.

Но проблемы у предприятия только начинались.

В 2015-2016 годах завод произвел 3937 и 526 транспортных единиц соответственно и снова остановил производство.

2017 год вселил некоторые надежды - удалось увеличить производство до 1674 единиц, договориться о производстве для Египта машинокомплектов, которые затем собирались на местном заводе «Daewoo», шел поиск инвесторов, готовился переход на выпуск грузовых авто и автобусов. Даже заявлялось о планах выпуска новой модели вместо снятого с производства в 2017 года «Ланоса».

Но надежды оказались напрасны, в 2018 году случился полный провал – за год были произведена всего 131 единица автотранспорта, из них лишь 1 легковой автомобиль, а от коллектива в 16 тысяч человек в 2007 году, осталось менее 1 тысячи. Завод простоял почти весь год.

Владелец ЗАЗа Тариэл Васадзе обвинил в произошедшем девальвацию гривны, сделавшей ранее бюджетный «Ланос» недоступным для среднего класса, падение покупательской способности, отсутствие государственной поддержки и главное – массовый ввоз в страну авто на «евробляхах».

Впрочем, эксперты полагали, что вина в случившемся лежит на самом Васадзе, который за время своего управления ЗАЗом добивался успеха не повышением эффективности работы завода, а успешным лоббированием во власти собственных интересов, в частности, созданием заградительных мер для импорта в Украину иностранных авто-конкурентов «Ланосу».

Неудивительно, что прогнозы экспертов начала 2018 года о неминуемости банкротства ЗАЗа, материализовались в декабре, когда Хозяйственный суд Запорожской области отрыл производство о банкротстве ЗАЗа по иску кредитора – ООО «Факторинг Финанс».

ЗАЗ: 18 кредиторов, Васадзе скупает долги

Согласно рассматриваемому Хозяйственным судом Запорожской области производству о банкротстве ЗАЗа, кредиторами предприятия числятся 18 физических и юридических лиц.

Среди последних, 4 фирмы входят в сферу собственности самого Тариэла Васадзе – ЧАО «Украинская автомобильная корпорация» (на 100%), ООО «Аско-Экспедиция» (80%), ЧАО «Автокапитал» и ООО «Фалькон-авто» (35% у Васадзе и 65% у ЧАО «Украинская автомобильная корпорация»).

Еще одна фирма-кредитор в лице ООО «Финансовая компания «Юниверсум Финанс» принадлежит бизнес-партнеру Васадзе Инге Есиаве, через которую, как считается, в 2017 году Васадзе смог выгодно купить задолженность ЗАЗа у обанкротившегося «Дельта банка». Залоговое имущество в 996 млн грн. было выкуплено за 243,675 млн грн.

«Темной лошадкой» выглядит и кредитор, инициирующий банкротство ЗАЗа.

Первоначально с иском на открытие дела о банкротстве в Хозяйственный суд Запорожской области обратилось ООО «Финансовая компания «Факторинг Финанс», специализирующаяся на факторинге – выкупе дебиторской задолженности компаний. 4 декабря фирма потребовала открытия производства по банкротству ЗАЗа из-за долга в 3 миллиона 163 тысячи 600 гривен. Однако впоследствии «Факторинг Финанс» передал права на требование долга новому лицу – ООО «Финансовая компания «Амбер».

Последняя представляется «темной лошадкой». Компания, о которой почти ничего неизвестно, была создана в октябре 2016 года и на 100% принадлежит созданному неделей ранее в том же октябре 2016 года ООО «Бельга». Сама же «Бельга» на 99,9% принадлежит ООО «Финансовая компания «Амбер».

Да и сам иск вызывает удивление: производство о банкротстве открыто из-за долга в 3 миллиона гривен, хотя уже в 2019 году сам ЗАЗ отчитался о реструктуризации задолженности на сумму в 1,4 млрд грн., что даже позволило получить прибыль в 1,1 млрд грн. То есть реальная кредиторская задолженность предприятия куда выше, однако более крупные держатели заводских долгов почему-то подавать иск о банкротстве не спешили.

Кроме того, на последнем пока заседании суда по делу о банкротстве ЗАЗа 28 марта, ООО «Финансовая компания «Юниверсум Финанс» бизнес-партнера Васадзе Ингы Есиавы ходатайствовала перед судом утвердить уступку ей кредиторской задолженности ЗАЗа перед «ОТП Банком». Банк 22 марта переуступил право требования задолженности ЗАЗа ООО «Финансовая компания «Юниверсум Финанс» за 117,467 млн грн. и потому ходатайство «Юниверсум Финанса» было удовлетворено.

То есть повторяется история 2017 года, когда все тот же «Юниверсум Финанс» выкупил залоговое имущество ЗАЗа у обанкротившегося «Дельта банка».

А пока учредители «балуются» скупкой долгов, по данным Ассоциации автопроизводителей Украины за январь-март ЗАЗ произвел всего 1 коммерческий автомобиль и 15 автобусов, что в 6 раз меньше объема производства января-марта 2018 года в 96 единиц автотранспорта.

Информация по темам: заз, васадзе, автопроизводитель, банкрот, Запорожский автомобилестроительный завод

Новости партнеров

Новости Trembita.info

Последние новости

08:04

Многоликий Ростислав Шурма – менеджер, политик, представитель интересов

13:28

Запорожский ферросплавный завод – вечный заложник политических и энергетических игр

22:49

Запорожская «Искра» - защитить друга от пламени врага

10:44

Братья Кальцевы – политические «неваляшки»

15:23

Народный депутат Николай Фролов: шесть или семь партий было, впереди - новая или мэрское кресло

Архив

mzp.comments.ua

block2

mzp.comments.ua
Загрузка...

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/_inc/_menu_middle.php on line 65

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus